Педагогический совет - ЦДОДиМ «Маяк» г. Минска

Педагогический совет

В апреле 2016 года состоялся педагогический совет на тему «Совершенствование дополнительного образования детей и молодёжи через применение современных образовательных  технологий».

Задачи:

  • раскрыть сущность понятия «современные образовательные технологии»;
  • познакомить с классификацией современных образовательных технологий и рассмотреть особенности их применения;
  • распространять эффективный опыт работы педагогических сотрудников ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска через обмен интересными профессиональными находками и идеями;
  • повышать профессиональное мастерство, творческую активность  и мотивацию педагогических сотрудников  ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска на применение современных образовательных технологий. 


ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА ПО ТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА


В образовательном процессе учреждения дополнительного образования наиболее часто используются следующие современные образовательные технологии:

  1. Методы интерактивного обучения
  2. Технология проектного обучения
  3. Технология проблемного обучения
  4. Технология развития критического мышления
  5. Кейс-технология
  6. Технология игрового обучения
  7. Технология организации рефлексивной деятельности
  8. Технология создания временного учебного коллектива

МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Метод обучения это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Активные методы — это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся,  которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и обучающиеся.

Интерактивные методы — способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и обучающегося по созданию оптимальных условий   развития.

Интерактивные методы обучения — (от англ. interaction — взаимодействие, воздействие друг на друга) — методы обучения, основанные на взаимодействии обучающихся между собой.

Интерактивные методы обучения — способы диалогического и полилогического взаимодействия при организации обучающей и учебно-познавательной деятельности.

Интерактивные методы — способы усиленного педагогического воздействия, взаимовлияния участников педагогического процесса через призму собственной индивидуальности, личного опыта жизнедеятельности. Это процесс интенсивной межсубъектной коммуникации преподавателя и обучающегося

Коммуникация — социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств

Интеракция (Interaction) — усиленная деятельность между кем-либо. Взаимодействие или влияние, оказываемое людьми друг на друга. В процессе интеракции действия одного человека являются одновременно и стимулами, и реакциями на действия другого человека.

Многосторонняя форма коммуникации в образовательном процессе — специально организованный способ  многосторонней коммуникации, предполагающий активность каждого субъекта образовательного процесса, а не только преподавателя, паритетность, отсутствие репрессивных мер управления и контроля с его стороны.

Взаимодействие — философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

Педагогическое взаимодействие — процесс совместной деятельности педагога и обучающихся.  

Интерактивное педагогическое взаимодействие — непосредственная целенаправленная межличностная коммуникация участников педагогического процесса. Важнейшей особенностью этой коммуникации является способность педагога и обучающихся «принимать роль другого», представлять, как их воспринимает партнер по общению и соответственно интерпретировать педагогическую ситуацию, конструировать собственные действия.

Интерактивное взаимодействие — это взаимовлияние участников педагогического процесса, в основе которого лежит личный опыт жизнедеятельности каждого.

Классификация интерактивных методов

  • Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации

«Поменяемся местами», «Имя и жест», «Скажем «Здравствуйте!», «Что в «Здравствуйте!» тебе моем?», «Аллитерация имени», «Заверши фразу…»

  • Методы обмена деятельностями

«Мастерская будущего», «Аквариум», «Поменяемся местами», «Интервью», «Метод 1х2х4»

  • Методы мыследеятельности

«Четыре угла», «Выбор», «Логическая цепочка»

  • Методы смыслотворчества

«Заверши фразу…», «Ассоциации», «Алфавит», «Интеллектуальные качели»

  • Методы рефлексивной деятельности

«Заверши фразу…», «Градусник», «Рефлексивная мишень», «Зарядка»

  • Интегративные методы (интерактивные игры)

 


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую). Активное включение обучающихся в проектную деятельность дает им возможность осваивать новые способы общественной деятельности.

Смысл технологии проектного обучения состоит в том, чтобы обучающиеся в процессе работы над образовательным проектом за определенное время выполнили познавательную, исследовательскую работу на заданную тему, постигая реальные процессы, факты, явления.

Задача обучающихся — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему, предусматривающую, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Требования к организации работы над проектом:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы. Требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность обучающихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

а) определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования

б) выдвижение гипотез их решения

в) обсуждение методов исследования

г) обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и др.)

д) сбор, систематизация и анализ полученных данных

е) подведение итогов, оформление результатов, их презентация

ж) выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Технология проектного обучения включает следующие этапы деятельности реподавателя и обучающихся:

1. Разработка проектного задания.

2. Работа над проектом в группах.

3. Защита проекта.

4. Подведение итогов проектной деятельности.

Реализация технологии проектного обучения дает возможность сформировать у обучающихся определенных профессиональный «маршрут», а также способствует формированию навыков самостоятельного выполнения учебных заданий. В процессе реализации технологии обучающиеся учатся слышать друг друга, сотрудничать и общаться, следовательно, у них формируются (развиваются) навыки эффективного межличностного и группового общения.


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Проблемное обучение — одна из технологий развивающего обучения, способствующая развитию творческого мышления, познавательной активности и интересов, развитию способности к самообразованию и исследовательской деятельности.

Сущность технологии заключается в создании перед обучающимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Отличия проблемного обучения от традиционного

Критерии

Традиционное обучение

Проблемное обучение

Деятельность преподавателя

Сообщает готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами

Организует самостоятельную работу обучающихся, управляет их учебными действиями; развивает навыки исследовательской деятельности

Деятельность обучающихся

Воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и др.

Учатся формулировать проблему, осуществлять самостоятельные действия по ее решению; организуют самоконтроль и самооценку деятельности

Мотивация

Непосредственное побуждение

Интеллектуальные мотивы

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративные

Исследовательские, активные методы

Результаты обучения

Готовые знания

Знания-убеждения, творческие способности, компетенции

Технология реализации проблемного обучения

1. Предложение преподавателем проблемной задачи обучающимся, создающей осознание проблемной ситуации.

Проблемная ситуация создает трудность, преодолеть которую обучающийся может лишь в результате собственной мыслительной активности. Проблемная ситуация возникает, когда для осмысления чего-либо обучающемуся не хватает наличных знаний или известных способов действия, возникает противоречие между известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями — исходный момент возникновения проблемности.

2. Принятие проблемной задачи, формулировка проблемной задачи, вопроса, вытекающих из проблемной ситуации. Пробуждение желания разрешить проблему в сочетании с потребностью узнать интересное, новое и означает принятие проблемы к решению.

3. Решение проблемной задачи, в процессе которого организуется мыследеятельность и обучающиеся овладевают способами приобретения знаний.

4. Применение новых способов для решения других задач.

Результатом применения технологии проблемного обучения является то, что обучающийся ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности и готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.


ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Вопрос: как сделать так, чтобы обучающиеся могли не только получать готовые «продукты» мышления, но и сами добывали необходимые знания?

Ответ прост: для того, чтобы самостоятельно добывать необходимую информацию, человек должен мыслить критически.

По мнению Дж. Барелла, критически мыслящий человек — это тот, кто:

  • Проявляет настойчивость в решении проблем
  • Рассматривает проблемы с разных точек зрения
  • Устанавливает множественные связи между явлениями
  • Активно воспринимает информацию
  • Терпимо относится к точкам зрения, отличным от его собственной
  • Отбирает необходимую информацию из большого количества ненужных сведений.

Структура технологии развития критического мышления:

  • Вызов
  • Осмысление содержания
  • Рефлексия

 КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (case-study)

Кейс-технология — технология активного проблемно-ситуационного анализа, основанная на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).

Классификация кейсов по степени воздействия основных источников

Виды кейсов

Основная задача

Учебное назначение

Практические кейсы

Детально и подробно отразить практическую ситуацию

Тренинг, закрепление знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации

Образовательные кейсы

Обучение, поэтому отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в практической деятельности, а не реальные жизненные

Формирует подход к определенному фрагменту жизни (практической деятельности), позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии

Исследовательские кейсы

Модель для получения нового знания о ситуации и поведения в ней

Обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования

Структура кейса:

  • Ситуация
  • Контекст ситуации
  • Комментарий ситуации
  • Вопросы или задания для работы
  • Приложения

Алгоритм работы с кейсом:

  • Ознакомление обучающихся с текстом кейса
  • Анализ кейса
  • Организация обсуждения кейса, дискуссии, презентации
  • Оценивание участников дискуссии
  • Подведение итогов дискуссии.

Технология работы при использовании кейс-метода

Фаза работы

Действия преподавателя

Действия обучающегося

До занятия

  • Подбирает кейс
  • Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки обучающихся
  • Разрабатывает сценарий учебного занятия
  • Получает кейс и список рекомендуемой литературы
  • Индивидуально готовится к занятию

Во время занятия

  • Организует предварительное обсуждение кейса
  • Делит группу на подгруппы
  • Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями
  • Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы
  • Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие
  • Принимает решение или участвует в принятии решений

После занятия

  • Оценивает работу обучающихся
  • Оценивает принятые решения и поставленные вопросы
  • Составляет письменный отчет об учебном занятии по данной теме

 


ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Учебная игра — целенаправленная деятельность по усвоению определенных знаний, умения и навыков их применения.

Виды игровых технологий

Тренинг

  • Экстрим-тренинг
  • Видеотренинг
  • Тренинг командообразования

Ролевые игры

  • Инсценированные
  • Инвертированные

Имитационные игры

  • Игры-симуляции или игры-«катастрофы»
  • Деловые игры

Ролевая игра — это способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять определенную позицию (роль).

Деловая игра — это форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации.

Виды деловых игр в зависимости от цели:

  • Производственные — ставят целями принятие решений по проблемам производства, оказание помощи организации в условиях жёсткой конкурентной среды, разработку стратегий выживания в условиях стагнации, нерентабельности.
  • Исследовательские — связаны с разработкой новых концепций, исследованием проблем и решений гипотетического характера, прогнозированием последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений.
  • Квалификационные (аттестационные) — проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов.
  • Дидактические (учебные) — развивают репродуктивное, аналитическое и творческое мышление, адаптационные свойства и способности, профессиональную компетентность.

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация образовательного процесса связана с организацией условий для самообучения, самовоспитания, саморазвития обучающегося. Сущностной основой этих процессов выступает способность человека к самопознанию, т.е. рефлексия.

Типы рефлексии:

  • Интеллектуальная (логическая) — направлена на предметно-операциональное решение поставленной перед обучающимся задачи
  • Личностная — направлена на самого мыслящего субъекта
  • Кооперативная — переосмысление человеком знаний о структуре и организации коллективного взаимодействия
  • Коммуникативная — самопознание, осуществляемое путем проникновения во внутренний мир другого человека с целью получения информации о понимании, отношении и оценки себя другим человеком

Рефлективная методика выступает как способ реализации рефлексивного дидактического метода в образовательном процессе, способствующий формированию рефлексивных умений у обучающихся на основе включения субъектов образовательного процесса во взаимодействие по схеме сложной коммуникации в различных видах деятельности (когнитивной, проблемно-поисковой, оценочной, самооценочной, творческой).

Правила применения рефлексивных методик:

1. Рефлексивные методики имеют конкретные названия.

2. Для применения РМ в большинстве случаев требуется незначительное количество времени.

3. Результаты применения РМ никогда не интерпретируются как правильные и неправильные.

4. Применение невербальных методик позволяет соблюдать анонимность высказываний участников взаимодействия.

5. Каждый участник взаимодействия самостоятельно выбирает оценку своей деятельности, деятельности других участников взаимодействия, определяет степень откровенности своих высказываний и т.д. (при применении вербальных РМ).

6. Разумное совмещение и систематическое применение различных видов методик способствует формированию адекватной самооценки у обучающегося.


ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА

Создание коллектива и организация взаимодействия преподавателей и обучающихся — одно из главных условий эффективности образовательного процесса.

Организационный этап создания учебного коллектива — знакомство, создание психологически благоприятной атмосферы для раскрытия потенциала личности, активизация самооценочной деятельности обучающихся, создание условий для самореализации каждого участника.

Вариант технологии №1:

  • «Поздоровайтесь вот так…»
  • Правила группового взаимодействия
  • Круг знакомств
  • Имена — это важно
  • Измерим друг друга
  • Анкета
  • Комплимент
  • Не урони шар
  • Интервью
  • Заверши фразу

Вариант технологии №2:

  • Правила группового взаимодействия
  • Круг знакомств
  • Аллитерация имени
  • «Я — Маша возьму с собой…»
  • 4 сезона
  • 2 резинки
  • Интервью
  • Передача информации
  • Конструктивный комплимент
  • Ключевое слово

Нормы групповой работы — определённые правила, выработанные группой, принятые ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. 

Обновлено: 02.03.2017